УКР
УКР
28.11.2012 17:23
Поділитися

Константин Стогний: Ганс Христиан Андерсен предвидел Конец Света

0

Его письма к иным мужчинам на 100% любовные. Его дневники содержат записи типа: «Я частенько подглядываю за тем, как раздеваются маленькие дети, их тела, их пухленькие ручки и ножки, несомненно, созданы для поцелуев». Страницы его дневника усеяны кружками, которые означают, что он в очередной раз самоудовлетворялся. Обилие смертей в его текстах – вообще «притча во языцех». Чаще всего в них мучаются и умирают дети. И больше всего достаётся юным, только-только пробуждающимся к любви девушкам: «Палач отрубил ей ноги с красными башмачками. Пляшущие ножки понеслись по полю и скрылись в чаще леса…» И этой зловещей мультипликацией испещрена большая часть его сказочного наследия.

Тут уместно заметить, что у «оперов» есть железное правило – никогда, ни при каких обстоятельствах не сносить преступления против детей и даже советом или намёком не оказывать никакой помощи родственникам тех, кто покусился на жизнь и здоровье ребёнка. «Никакой пощады педофилам!» ‑ навсегда впиталось в мою натуру, хоть и оставил свою службу в милиции. Но, побывав в Копенгагене, приходится признать, что там посмотрел на эту проблему и с другой стороны.

Журналисты XIX века писали: «Кто может ручаться за безвредность сказок этого «бедного родственника» датской литературы?» Наверное, вы уже догадались, к чьему памятнику мы отправились, только-только прибыв в Копенгаген? Если нет, то потерпите совсем немного, как в детстве, когда тёмным зимним вечером нам читали яркие книжки с ароматом мандаринов и хвои ‑ липким, смоляным, распространяющимся повсюду. И мы были тихи, как мышки. И внимательны, как в момент самого важного в жизни откровения. И наши сердца до краёв были наполнены трепетом и магией.

Вспомните эти уют, теплоту и покой, которые окутывали наши души сладким ароматом предвосхищения чего-то чудесного. И мы верили, что чудо непременно произойдёт. И оно происходило потом, много позже, когда мы становились взрослыми, и пронзало наши сердца иглой нестерпимой боли и проступало горькими слезами неизбывной тоски на наших глазах.

Понимаете меня? Вспомните невероятно трогательные и глубинно сентиментальные сказки – «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утёнок», «Огниво», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля», «Дикие лебеди», «Оле-Лукойе», «Снежная королева», «Русалочка» и др.

1

Четырнадцатилетним мальчиком Андерсен приехал из провинции в город, не зная ни единого человека и не имея ни денег, ни возможности заработать себе на пропитание. В пятьдесят лет он смог увидеть собственный памятник, который воздвиг ему датский народ.

Да-да, ну, конечно же, прямо по вечернему Копенгагену мы отправились к памятнику Гансу Христиану Андерсену, что установлен напротив знаменитого парка Тиволи. Парк этот полон детских аттракционов по мотивам сказок Андерсена и памятник этому писателю обращён к надписи TIVOLI.

Андерсен в жизни и Андерсен в сказках – два разных человека, у них никогда не совпадут мысли, привязанности, эмоции и планы на жизнь. Например, реальный Андерсен детей не любил. Вернее, любил, но такой любовью, за которую статья 152 УК Украины предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет. Когда горожане решили установить прижизненный памятник Андерсену, к старому писателю пришёл скульптор и показал эскиз будущей скульптуры. Увидев проект, Андерсон рассердился: «Вы хотите, чтобы я читал сказки в окружении детей, которые виснут на моих плечах и коленях? Да я и слова не произнесу в такой обстановке!» Андерсен всякий раз, когда его называли детским сказочником, поправлял, мол, пишу сказки, как для детей, так и для взрослых. Так что, пришлось скульптору детей из композиции удалить.

В реальной жизни Ганса, который никогда не был женат и не имел детей, ребятишки присутствовали только соседские. Точнее, это было четверо детей хозяев дома, у которых писатель снимал жильё в Копенгагене.

2

В одном из этих домов копенгагенской Гавани арендовал жильё Ганс Христиан Андерсен (envirobeat.com) Всю жизнь он прожил в гостиницах и меблированных комнатах. Когда в 1866 году ему всё же пришлось купить собственную мебель, он был вне себя: проклятые вещи привязывали его к определенному месту!

Он родился 1805 году. Любопытна вывеска, которая красовалась над сапожной мастерской отца Андерсена. Это был двуглавый орел, сообщавший своим видом: «Мы шьём только парную обувь!» Так вот, что означает российский герб!

От отца-сапожника Ганс унаследовал фамилию с окончанием на «сен», указывающим на низкое происхождение. В сказке «Ребячья болтовня» Анедерсен передаст потом презрительное отношение датской знати к «сенам»: «Из тех, чьё имя кончается на «сен», никогда ничего не выйдет путного», ‑ заявляли аристократы. И разве мог кто-то себе представить, что этот «сен» станет самым знаменитым датчанином?

В раннем детстве Ганс был подмастерьем на суконной, затем на табачной фабрике. В 14 лет он определяется учеником-танцовщиком в балетную труппу и параллельно пробует жёсткий хлеб журналиста. Однако ни из того, ни из другого ничего путного не выходит. Но неудачи не раздавили его, как это зачастую случается с людьми, мечты которых оказываются чуть больше их талантов. Ведь мир вокруг нас изначально ничего нам не обещает. И если ты падаешь с детского трёхколёсного велосипеда, кто в этом виноват?!

Известность 17-летнему Андерсену принёс опубликованный рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера». Совершенно не практичный юноша уже одушевляет декорации своей жизни, эта способность позволяет ему не сдаваться в битве с неурядицами судьбы.

Всю жизнь Андерсен тратил свои заработки на путешествия по Европе, Азии, Африке. Вспоминаются слова Грибоедова: «Где он только не бывал! Чего он только не видал! Чем не работа! Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?» Андерсен жениться не хотел. По возвращению, он публиковал литературные отчёты о своих поездках и сказки. В самом начале он, конечно же, не осознаёт своей силы писателя-сказочника, и эта мощь сформируется в нём только с годами, выковываясь в кузнице совершенно реальных жизненных горений. Андерсен сказал как-то: «Я заплатил за свои сказки большую, непомерную цену. Отказался ради них от личного счастья и пропустил то время, когда воображение должно было уступить место действительности».

Внешность у Андерсена была, можно сказать, отталкивающая. Ну, а кто ещё мог описать с такой убедительностью страдания «Гадкого утёнка»? При высоком, 185 см, росте – «кащеева» худоба, несоразмерно длинные руки, как у орангутанга, ступни 47-го размера, как у гориллы, маленькие глазки, огромный нос и при этом тонкий женский голос. Когда он шёл по улице, то напоминал грустного аиста. Молодой Ганс очень раним и бесконечно обидчив. «Я чувствовал себя тонущей собакой, ‑ вспоминал он позднее, ‑ в которую дети ради забавы кидают камни». С возрастом он научится не воспринимать свою внешность всерьёз. И, тем не менее, его многочисленные и крайне запутанные фобии непосредственно влияют на формирование образов героев сказок.

Его безумно, до пробуждения в поту, преследует страх погибнуть в огне. Когда путешествует, он даже берёт с собой канат, надеясь спастись с его помощью, в случае внезапного пожара. И эту фобию мы можем заметить в окончании сказки про Оловянного солдатика.

3

Королевский гвардеец – прототип Стойкого оловянного солдатика. Чёрных медведей уже всех в Европе изничтожили, так что Королевская гвардия закупает мех чёрных медведей в Канаде.

Также боится, что его похоронят живым и даже просит друзей, чтобы перед захоронением ему вскрыли одну из артерий и слили кровь. Когда он болеет, то оставляет на столике у кровати записки, типа, «Это только кажется, что я умер. Будьте внимательны!»

Помимо названного, он ужасно боится собак. А теперь вспомните его сказку «Огниво», где страшные собаки одна больше другой. Андерсен страшится отравления, ограбления, соблазнения, сумасшествия, потери паспорта, часами тревожится, что не так заклеил и неправильно подписал конверт, неделями переживает, что переплатил за билет в театр или за книгу и невыносимо страдает от предчувствия Конца Света. Ему всё время кажется, что над ним все смеются. До конца жизни Ганс терялся в официальной обстановке, у него появлялся тик или заикание.

Датский король Христиан IX почитал чудаковатого сказочника и передал это почитание своим детям, которые позднее воцарились на престолах Британии, Греции, России. И вот, когда Андерсен, наконец, снискал огромную, просто невероятную славу и даже почтение самого короля, вокруг него внезапно начинают вертеться сонмы женских лиц и тел. Отношения, с которыми какие-то странные, какие-то отроческие. Влюбляется он часто и до истерики пылко, но, в конечном счёте, весь этот огонь изливается только на бумагу и в конце очередной повести или рассказа он уже не может воспринимать эти отношения как реальность.

Нам это трудно понять, а уж его женщинам – тем более, но терзаемый целым букетом забавных, а подчас и просто необъяснимых фобий, он ходит в публичный дом и с лихвой переплачивает тамошним девушкам и смотрит на то, как его мужскую роль исполняет какой-нибудь другой, специально нанятый, мужчина. Его действия наш суд квалифицировал бы сейчас по ч. 1 ст.302 УК Украины ‑ сводничество для разврата. По сути, Андерсен выступал в это время первым европейским порно-режиссёром.

Итак, Ганс организует порно-постановки off-line, но в свет, на бумаге, у него выходит вереница сказочных персонажей, увенчанных самыми прекрасными и кристально девственными качествами, которых днём с огнём не сыскать в его реальном окружении.

Сердца героев его сказок жаждут испытать то самое взаимное чувство, которого он так нестерпимо алчет и боится одновременно, и сторонится, как чумы, и всячески отбрыкивается, как от того самого огня, в котором, как ему кажется, он должен непременно сгореть.

И здесь, хочется спросить вас, любезные читатели. А вот вы осудили бы Андерсена и посадили бы в тюрьму за педофилию и сводничество?

Но помните, в тюрьме он наверняка не напишет всех тех сказок, из которых мы в детстве унаследовали эту искреннюю веру в чудеса. Веру в то, что, когда ни будь, то, ради чего мы появляемся на свет, обязательно произойдёт. Что иначе быть просто не может. Ведь в противном случае всё превращается в какой-то дешёвый розыгрыш. В злую и такую глупую шутку.

Андерсен прожил невероятно счастливую писательскую жизнь. Первая признанная и щедро оплаченная публикация в 17 лет. С 30-ти живёт только на литературные заработки, стипендии и дотации. Задолго до 40 уже мировая величина европейской литературы. Дружит почти со всеми великими писателями своего времени. Например, у него был автограф А.С. Пушкина. Его сказку «Новое платье короля» разместил в первом букваре Л.Н. Толстой.

Андерсен обласкан монархами почти всех европейских государств. Генрих Гейне, глядя на страсть Андерсена к коллекционированию связей, званий и титулов, презрительно отзывается о его заискивании перед царскими особами: «превосходный образец такого поэта, которого желают видеть вельможи». Лучший друг Генриетта Вульф не может удержаться, чтобы не высказать: «Неужели вы действительно ставите титул, деньги, аристократическую кровь, успех в том, что всего лишь оболочка, – выше гения, духа, дара души?»

Откуда этот паркетный шаркун, этот, с позволения сказать, латентный педераст, садист, педофил и онанист черпал свой чудесный дар убеждать окружающих, что реальность, всё же, скорее полна любви, чем наоборот? … Всё можно объяснить, но не всем.

5

Снежная королева Андерсена – любимый персонаж режиссёров, мультипликаторов и живописцев

Перечитайте сказку о Снежной королеве, только не адаптированную советскими идеологами, а в настоящем переводе. Кай и Герда молились вместе и их молитвой было «Отче наш», кстати, это единственная молитва, по мнению Иисуса, уместная, при обращению к Богу. И когда осколок злого зеркала, созданного троллями, впился в сердце Кая, он не смог произнести ни слова этой молитвы из Нагорной проповеди Христа. Кай пытался, но всякий раз в его памяти возникала лишь таблица умножения. И его забрала в своё царство холодного расчета Снежная королева, которая, конечно же, была демоном.

Кая спасла его маленькая подруга Герда, спасла той же молитвой «Отче наш», произнесённой искренне и горячо, от всего любящего сердца…

Персонажи сказок Андерсена – это всегда дети. Ну, почти всегда маленькие дети. Потому что, только сделав очень-очень маленьким, мы можем защитить то, что больше всего любим. От той алчной похоти с которой охотится шоу-биз за юностью и красотой, за девственностью и чистотой.

Дюймовочка Андерсона – самая красивая и добрая девочка на свете ‑ настолько маленькая, что в опасный момент можно молниеносно сжать ладошку и спрятать, и утаить, и сохранить, и защитить. Если кто не знал, фарфоровая фигурка девочки в розовом платьице, ростом в 2,5 сантиметра была вложена в ладонь Андерсена, когда друзья провожали великого сказочника в последний путь, перед этим, как он и завещал, слив кровь из его тела.

Есть люди, которые не совершают ошибок. Это те, за кого думают другие.

Автор: Стогний Константин

Источник: facenews.ua

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

28.11.2012 17:23
0



Топ відео

    Поки що немає матеріалів ...

Гарячі матеріали

    Поки що немає матеріалів ...

Дивіться на ICTV

Зареєструйтесь

Увійти, використавши ваші дані

Забули пароль?

Відновлення паролю

Увійти через соц. мережу

ВГОРУ
Вгору

    Повідомити про помилку

    Текст, який буде надіслано нашим редакторам: