УКР
УКР

Константин Стогний: Политики на выборах используют шаманов

0 0 - 0 0

Костянтин Стогній в фавеле Росінья

Пляж Барра-ди-Тижука расположен рядом с фавелами. Репортаж о своих личных впечатлениях после посещения этих трущоб публиковал уже ранее Почему в Рио не ходят в белых штанах.

Будинок, в який були переселені мешканці фавели

Тех, кто предпочитает смотреть, а не читать, отсылаю к ярким бразильским фильмам «Город Бога» (2002 года, режиссёров Фернанду Мейреллиша и Кати Люнд); «Элитный отряд» и «Элитный отряд 2» (2007 года и 2010 года, режиссёра Жозе Падиль). Там много стрельбы, погонь и, самое главное, дан ответ, кто в фавелах приходит на место наркобаронов, когда полицейские ценой своей крови очищают городские кварталы в коррумпированном государстве.

Пікап бразильського поліцейського спецназу - БОПЕ

Конечно же, нам довелось увидеть броневики прославленного BOPE и передвижные блок-посты военизированной полиции, но, на самом деле, жизнь фавелы нам предстала таковой, какую можно увидеть при просмотре короткометражки «Билу и Жоао» (2005 года, режиссёра Кати Лунд). Это фильм из цикла семи короткометражных фильмов «Невидимые дети», снятых разными режиссёрами. В центре сюжета каждого фильма – трудная жизнь детей в разных странах мира. Например, фильм о детях Сербии снял Эмир Кустурица. Украина не представлена. Наверное, если бы меня пригласили этот проект ЮНИСЕФ (UNICEF), то снял бы кино на основе реальных событий из документальной ленты «Шахта №8» (2010 года, режиссёра Марианны Каат) о судьбах детей, вынужденных в угольных копанках зарабатывать на жизнь.

В к/ф «Билу и Жоао» всё не так трагично, как на Донбассе: мальчик и девочка собирают пустые банки и картон, зарабатывая деньги на кирпичи для собственной постройки в фавеле. Если дождь, то тёплый, если конкуренция, то мальчишеская   всё это не сильно мешает им заработать немного денег.

Молоді мешканці фавели проводять час на пляжі

Показательно, что, не смотря на то, что фавелы Рио-де-Жанейро, как правило, названы в честь католических святых (Санта Марта, Санта Тереза и т.п.) христианских церквей в трущобах вы не найдёте. Зато при достаточной настойчивости обнаружите террейру – заведение той или иной линии афро-бразильской магии, адептами коей являются чуть ли ни 50% бразильцев.

Пляж Барра-да-Тіжука (Barra da Tijuca)

Что ещё было вполне ожидаемо от Рио-де-Жанейро? Подготовка к Чемпионату мира по футболу 2014. Прошлый Чемпионат мира по футболу в 1950 году был проведён в Бразилии потому, что была только одна заявка на проведение, и только от Бразилии. Начиная от открытия в 1950-м и до последнего времени знаменитый футбольный стадион Маракана оставался на первом месте в мире по величине и вместительности.На самом деле, этот стадион называется Estadio Jornalista Mario Filho (Стадион журналиста Марио Фильо) в честь журналиста Марио Фулье, брата известного бразильского драматурга Нельсона Родригеса. Марио отличился популярными памфлетами в поддержку строительства Maracanã.

Стадіон Маракана (Maracanã)

Поначалу строительство Maracanã отнюдь не было поддержано губернатором Рио-де-Жанейро Карлосом Ласерда (при котором, кстати, началось строительство фавел). Губернатор раскритиковал расходы и выбранное местоположения для стадиона. Однако проект строительства, горячо поддержанный журналистом Марио Родригесом Фильо Мендесом де Мораисом, смог устоять. Согласитесь, это ли ни знак особенной признательности бразильцев к работе своих отчаянных журналистов?!

На Маракані виступали зірки світового шоу-бізнесу

Более чем вероятно, что сторонники строительства стадиона Маракана, помимо поддержки прессы, обратились за помощью к афро-бразильской магии. Бразильским спортсменам это свойственно. Так, два с половиной года назад менеджер бразильского бойца Антонио Силвы   Алекс Девис признался, что победить нашего земляка с Луганщины   четырёхкратного чемпиона мира Фёдора Емельяненко его подопечному помогла магия: «Я нанял бразильскую колдунью макумбейро, и мы с ней зарезали чёрного цыплёнка на перекрёстке. После нескольких бутылок пива я показал ей бои Фёдора, и она заволновалась, что этой жертвы недостаточно, и мы зарезали чёрного козлёнка, чтобы уже наверняка! Очень действенное средство! Это затуманило разум Фёдора! Колдунья наш друг и сделала всё за пиво и автограф!»

А теперь вспомните молодую мулатку, которая ворожила на Т-образном перекрёстке Авениды Атлантика. Подобная ворожба совершается с самыми разными целями, несть коим числа   от самых высоких до самых низменных. Обитатели фавел, спортсмены, конгессмены, строители, юристы и т.д. ворожат, чтобы добиться любви, денег, здоровья, устроится на хорошую работу, а также для того, чтобы управлять кем-то другим или просто нанести ему вред.

Стіна террейро Огун Бейра-Мар вкрита магічними знаками умбанда

Афро-бразильская магия – это неразделимая смесь из народного португальского христианства, европейского спиритизма, этнических религий африканцев и местных индейцев. Бразильцы верят в африканских «богов» ориша, число которых, как в индуизме доходит до нескольких сотен; в индейских духов леса, огня, воды, камней и т.п.

Вообще-то ориша – это не совсем боги в нашем европейском понимании. Ориша – это мощные вибрационные силы природы. С этими силами по представлению бразильских магов, можно устанавливать дружеские отношения, и они могут откликаться на призывы верующих.Совершенно уникальна вера бразильцев в посредника между ориша и людьми – многогранного Эшу, в его подругу Помпа-Жиру. Многие заклинания, обращенные к Эшу, производятся на крестообразных перекрестках, тогда как Помба-Жира предпочитает места, где две дороги сходятся Т-образно.Но самое оригинальное, пожалуй, это вера в умерших, но когда-то реально живших чернокожих рабов-целителей. Их называют «прету велью». Специальные медиумы вызывают из потустороннего мира Прету Велью, входя в психоделический транс и предоставляя своё тело магической сущности. Прету Велью могут посоветовать действенное лекарство из народной медицины или просто дадут хороший жизненно важный совет. Все Прету Велъю говорят на простом языке, но часто это старый португальский диалект XIX века. Всё, что они делают, исполнено глубокого милосердия и бесконечного человеколюбия.Одни заклинания афро-бразильской магии коротки и просты, для них не требуется ничего, кроме стакана воды, свечки или коробки спичек и молитвы. Для других нужны сложные приготовления специальных блюд и напитков, начертания магических знаков.Бразильцы рассказывают, что в годы военной диктатуры в Бразилии генералы регулярно посещали террейру и совершали магические обряды, чтобы удержаться у власти. В 1964   1985 годах военные и вправду сохраняли главенствующее положение в Бразилии. Афро-бразильская ворожба передались от военных к гражданскому правительству, недаром местная пресса обвиняла в чародействе президента с 1991 по 1992 год Фернандо Коллору. Наконец, президента-колдуна подвергли импичменту.

Во время наших путешествий по Южной Америке – Бразилии, Аргентине, Чили, не раз приходилось слышать от тамошних шаманов, что и украинские политические лидеры прибегали к помощи афро-индейской магии, и даже присылали за южноамериканскими колдунами специальный пассажирский самолёт.Заметим, что только в Бразилии маги преследуются законом. Не так давно в бразильский парламент был внесён на рассмотрение документ об отмене этого закона. Что характерно, против законодательной инициативы выступили… сами же колдуны! Надо полагать, они опасались нашествия шарлатанов-экстрасенсов.Есть магические ритуалы, которые уместно воспроизводить дома, тогда, как для совершения других колдующий должен отправиться на какое-нибудь священное место на открытом воздухе, например, на берег океана.

Чаша з восковими ключами - залишки магічного дійства

Близ пляжа Барра-да-Тижука находится террейра Огун Бейра-Мар (Огуна Морского Берега). Но и сам малолюдный пляж пестрит следами временных «капищ»   мест, где жгли цветные свечи, резали чёрных петухов и трапезничали особой пищей из афро-бразильской магической кухни.

Оріша Іемандже принесли в жертву чорну птицю

Названные блюда являются лучшей национальной пищей Бразилии. Её восхваляют даже в кинематографии. Отсылаю вас к бразильскому художественному фильму «Дона Флор и два её мужа» (1976 год, режиссёра Бруну Баррету), где можно увидеть не только кулинарные изыски магической афро-бразильской кухни, но и самого Эшу, вселившегося в первого мужа Доны Флор – гуляку Вадиньо. Эшу – это не бог. Это «зерно безумия». Эшу   это та «сумасшедшинка», которая воспламеняет любое творчество.Персонифицированный Эшу похотлив, бесстыж, сластолюбив и свободен от всех запретов. Эшу и его подруга Помба-Жира имеют много общего с инкубами и суккубами европейской демонологии, но не злобны. Помба-Жира   сущность такая же неуправляемая и непредсказуемая, как и Эшу. Они оба любят алкогольные возлияния и секс; поэтому, когда их приверженцы занимаются тем или другим, магические сущности воспринимают это как коммуникацию непосредственно с ними.Христианский эквивалент Помпа-Жира в афро-бразильской магии   св. Мария Магдалина. К ней бразильские женщины обращаются для осуществления грёз любви. Например, при желании увеличить свою грудь бразильянке не надо ложиться под нож косметического хирурга. Достаточно в пятницу вечером придти на Т-образный перекрёсток, возжечь красную и чёрную свечу, и рассыпать на салфетку семь зёрен желтой кукурузы. Затем нужно обратиться с мольбой к Марии Магдалине   насытить кукурузу силой, способной увеличить женскую грудь. При этом непременно пообещать ей хороший подарок, если она выполнит просьбу.Затем надо немедленно идти домой и растирать каждым зерном по очереди свои перси семь пятниц подряд. В последнюю пятницу кукурузные зерна надобно скормить чёрной голубке. Потому, что Помба-Жира и означает «кружащаяся голубка».Ежели груди увеличились, то кукурузой прелестница не обойдётся. Ей надо вернуться на тот же Т-образный перекрёсток, опять возжечь две цветные свечи и разложить на салфетке семь хорошо раскрывшихся роз с длинными стеблями, освобождёнными от колючек. Сызнова надо вызвать Марию Магдалину, поблагодарите её за помощь, затем открыть бутылку анисового ликёра (самбуки) и, сделав глоток как возлияние Помба-Жиру, оставить открытую бутылку в качестве приношения магической сущности.

Залишки магічної церемонії

Постороннему наблюдателю ритуалы афро-бразильской магии могут показаться, с одной стороны, простецкими, а с другой   слишком сложными из-за необходимости соблюдать огромное количество скурпулёзных деталей. Но чем больше мне удавалось узнавать об этой магии, тем глубже открывалась её философия, выражаемая визуально   в ритуалах.

Мой проводник заверял, что афро-бразильская магия   это тайный мир, в который входят постепенно, через ряд посвящений. Тайные ритуалы и вседоступные народные праздники, музыка, песни, язык, одежды, мифы об ориша   всё это делает афро-бразильскую магию мистическим путём развития духа человеческого.

Безхатченко поблизу пляжу Барра-да-Тіжука

 

Для бедных умбанда, кандомбле, макумба-кимбанда, пажеланса, шанго это религии, позволяющие народу ощущать единение, противостоять коррумпированному правительству и переносить непотребные социальные условия.Для богатых традиции афро-бразильской магии – это хороший способ держать простой люд под контролем, т.к. поклонение орише является средством, которое скрашивает обездоленным малорадостную жизнь в фавелах.Но если вы наберётесь терпения, и всё ж таки посмотрите 15-минутную короткометражку «Билу и Жоао», то вспомните об Ибежи. Это такие два бога-близнеца афро-бразильского пантеона. Истинная задача сих шутников-орише в том, чтобы напомнить нам об очищающей силе искреннего детского смеха. Своим детским поведением и необидчивостью Ибежи способны уничтожать самые сильные чары суетности нашего бытия, сковывающие нашу волю. Ибежи – это невинность и душевная чистота из нашего детства. Ведь, думая о своём детстве, вспоминая его, мы иной раз обретаем способность к детской радости. И радуемся по-детски каким-то житейским мелочам. Тому, что пришёл новый трамвай, например, или тому, что мелочь нашлась без сдачи.За основным сюжетом в к/ф «Билу и Жоао» вы заметите, как бразильцев из самых разных слоёв общества связывают узы взаимного уважения. Мне довелось это увидеть не на экране, а своими глазами   и осмелюсь тут предположить: именно афро-бразильская магия и родила в бразильском обществе общую потребность жизни, приносящей душевное удовлетворение. Иначе, как же они сумели добиться цели, которую мы – украинцы, как-то всё упускаем из виду? Бразильцы празднуют жизнь. Как дети Ибежи.

Ріо-де-Жанейро. День, коли немає карнавалу

Материал: http://www.facenews.ua

30.08.2013 12:34

0 0 - 0 0



Дивіться на ICTV

Зареєструйтесь

Увійти, використавши ваші дані

Забули пароль?

Відновлення паролю

ВГОРУ