УКР
УКР

Константин Стогний: Ганс Христиан Андерсен предвидел Конец Света

0 0 - 0 0

Его письма к иным мужчинам на 100% любовные. Его дневники содержат записи типа: «Я частенько подглядываю за тем, как раздеваются маленькие дети, их тела, их пухленькие ручки и ножки, несомненно, созданы для поцелуев». Страницы его дневника усеяны кружками, которые означают, что он в очередной раз самоудовлетворялся. Обилие смертей в его текстах – вообще «притча во языцех». Чаще всего в них мучаются и умирают дети. И больше всего достаётся юным, только-только пробуждающимся к любви девушкам: «Палач отрубил ей ноги с красными башмачками. Пляшущие ножки понеслись по полю и скрылись в чаще леса…» И этой зловещей мультипликацией испещрена большая часть его сказочного наследия.

Тут уместно заметить, что у «оперов» есть железное правило – никогда, ни при каких обстоятельствах не сносить преступления против детей и даже советом или намёком не оказывать никакой помощи родственникам тех, кто покусился на жизнь и здоровье ребёнка. «Никакой пощады педофилам!» ‑ навсегда впиталось в мою натуру, хоть и оставил свою службу в милиции. Но, побывав в Копенгагене, приходится признать, что там посмотрел на эту проблему и с другой стороны.

Журналисты XIX века писали: «Кто может ручаться за безвредность сказок этого «бедного родственника» датской литературы?» Наверное, вы уже догадались, к чьему памятнику мы отправились, только-только прибыв в Копенгаген? Если нет, то потерпите совсем немного, как в детстве, когда тёмным зимним вечером нам читали яркие книжки с ароматом мандаринов и хвои ‑ липким, смоляным, распространяющимся повсюду. И мы были тихи, как мышки. И внимательны, как в момент самого важного в жизни откровения. И наши сердца до краёв были наполнены трепетом и магией.

Вспомните эти уют, теплоту и покой, которые окутывали наши души сладким ароматом предвосхищения чего-то чудесного. И мы верили, что чудо непременно произойдёт. И оно происходило потом, много позже, когда мы становились взрослыми, и пронзало наши сердца иглой нестерпимой боли и проступало горькими слезами неизбывной тоски на наших глазах.

Понимаете меня? Вспомните невероятно трогательные и глубинно сентиментальные сказки – «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утёнок», «Огниво», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля», «Дикие лебеди», «Оле-Лукойе», «Снежная королева», «Русалочка» и др.

1

Четырнадцатилетним мальчиком Андерсен приехал из провинции в город, не зная ни единого человека и не имея ни денег, ни возможности заработать себе на пропитание. В пятьдесят лет он смог увидеть собственный памятник, который воздвиг ему датский народ.

Да-да, ну, конечно же, прямо по вечернему Копенгагену мы отправились к памятнику Гансу Христиану Андерсену, что установлен напротив знаменитого парка Тиволи. Парк этот полон детских аттракционов по мотивам сказок Андерсена и памятник этому писателю обращён к надписи TIVOLI.

Андерсен в жизни и Андерсен в сказках – два разных человека, у них никогда не совпадут мысли, привязанности, эмоции и планы на жизнь. Например, реальный Андерсен детей не любил. Вернее, любил, но такой любовью, за которую статья 152 УК Украины предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет. Когда горожане решили установить прижизненный памятник Андерсену, к старому писателю пришёл скульптор и показал эскиз будущей скульптуры. Увидев проект, Андерсон рассердился: «Вы хотите, чтобы я читал сказки в окружении детей, которые виснут на моих плечах и коленях? Да я и слова не произнесу в такой обстановке!» Андерсен всякий раз, когда его называли детским сказочником, поправлял, мол, пишу сказки, как для детей, так и для взрослых. Так что, пришлось скульптору детей из композиции удалить.

В реальной жизни Ганса, который никогда не был женат и не имел детей, ребятишки присутствовали только соседские. Точнее, это было четверо детей хозяев дома, у которых писатель снимал жильё в Копенгагене.

2

В одном из этих домов копенгагенской Гавани арендовал жильё Ганс Христиан Андерсен (envirobeat.com) Всю жизнь он прожил в гостиницах и меблированных комнатах. Когда в 1866 году ему всё же пришлось купить собственную мебель, он был вне себя: проклятые вещи привязывали его к определенному месту!

Он родился 1805 году. Любопытна вывеска, которая красовалась над сапожной мастерской отца Андерсена. Это был двуглавый орел, сообщавший своим видом: «Мы шьём только парную обувь!» Так вот, что означает российский герб!

От отца-сапожника Ганс унаследовал фамилию с окончанием на «сен», указывающим на низкое происхождение. В сказке «Ребячья болтовня» Анедерсен передаст потом презрительное отношение датской знати к «сенам»: «Из тех, чьё имя кончается на «сен», никогда ничего не выйдет путного», ‑ заявляли аристократы. И разве мог кто-то себе представить, что этот «сен» станет самым знаменитым датчанином?

В раннем детстве Ганс был подмастерьем на суконной, затем на табачной фабрике. В 14 лет он определяется учеником-танцовщиком в балетную труппу и параллельно пробует жёсткий хлеб журналиста. Однако ни из того, ни из другого ничего путного не выходит. Но неудачи не раздавили его, как это зачастую случается с людьми, мечты которых оказываются чуть больше их талантов. Ведь мир вокруг нас изначально ничего нам не обещает. И если ты падаешь с детского трёхколёсного велосипеда, кто в этом виноват?!

Известность 17-летнему Андерсену принёс опубликованный рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера». Совершенно не практичный юноша уже одушевляет декорации своей жизни, эта способность позволяет ему не сдаваться в битве с неурядицами судьбы.

Всю жизнь Андерсен тратил свои заработки на путешествия по Европе, Азии, Африке. Вспоминаются слова Грибоедова: «Где он только не бывал! Чего он только не видал! Чем не работа! Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?» Андерсен жениться не хотел. По возвращению, он публиковал литературные отчёты о своих поездках и сказки. В самом начале он, конечно же, не осознаёт своей силы писателя-сказочника, и эта мощь сформируется в нём только с годами, выковываясь в кузнице совершенно реальных жизненных горений. Андерсен сказал как-то: «Я заплатил за свои сказки большую, непомерную цену. Отказался ради них от личного счастья и пропустил то время, когда воображение должно было уступить место действительности».

Внешность у Андерсена была, можно сказать, отталкивающая. Ну, а кто ещё мог описать с такой убедительностью страдания «Гадкого утёнка»? При высоком, 185 см, росте – «кащеева» худоба, несоразмерно длинные руки, как у орангутанга, ступни 47-го размера, как у гориллы, маленькие глазки, огромный нос и при этом тонкий женский голос. Когда он шёл по улице, то напоминал грустного аиста. Молодой Ганс очень раним и бесконечно обидчив. «Я чувствовал себя тонущей собакой, ‑ вспоминал он позднее, ‑ в которую дети ради забавы кидают камни». С возрастом он научится не воспринимать свою внешность всерьёз. И, тем не менее, его многочисленные и крайне запутанные фобии непосредственно влияют на формирование образов героев сказок.

Его безумно, до пробуждения в поту, преследует страх погибнуть в огне. Когда путешествует, он даже берёт с собой канат, надеясь спастись с его помощью, в случае внезапного пожара. И эту фобию мы можем заметить в окончании сказки про Оловянного солдатика.

3

Королевский гвардеец – прототип Стойкого оловянного солдатика. Чёрных медведей уже всех в Европе изничтожили, так что Королевская гвардия закупает мех чёрных медведей в Канаде.

Также боится, что его похоронят живым и даже просит друзей, чтобы перед захоронением ему вскрыли одну из артерий и слили кровь. Когда он болеет, то оставляет на столике у кровати записки, типа, «Это только кажется, что я умер. Будьте внимательны!»

Помимо названного, он ужасно боится собак. А теперь вспомните его сказку «Огниво», где страшные собаки одна больше другой. Андерсен страшится отравления, ограбления, соблазнения, сумасшествия, потери паспорта, часами тревожится, что не так заклеил и неправильно подписал конверт, неделями переживает, что переплатил за билет в театр или за книгу и невыносимо страдает от предчувствия Конца Света. Ему всё время кажется, что над ним все смеются. До конца жизни Ганс терялся в официальной обстановке, у него появлялся тик или заикание.

Датский король Христиан IX почитал чудаковатого сказочника и передал это почитание своим детям, которые позднее воцарились на престолах Британии, Греции, России. И вот, когда Андерсен, наконец, снискал огромную, просто невероятную славу и даже почтение самого короля, вокруг него внезапно начинают вертеться сонмы женских лиц и тел. Отношения, с которыми какие-то странные, какие-то отроческие. Влюбляется он часто и до истерики пылко, но, в конечном счёте, весь этот огонь изливается только на бумагу и в конце очередной повести или рассказа он уже не может воспринимать эти отношения как реальность.

Нам это трудно понять, а уж его женщинам – тем более, но терзаемый целым букетом забавных, а подчас и просто необъяснимых фобий, он ходит в публичный дом и с лихвой переплачивает тамошним девушкам и смотрит на то, как его мужскую роль исполняет какой-нибудь другой, специально нанятый, мужчина. Его действия наш суд квалифицировал бы сейчас по ч. 1 ст.302 УК Украины ‑ сводничество для разврата. По сути, Андерсен выступал в это время первым европейским порно-режиссёром.

Итак, Ганс организует порно-постановки off-line, но в свет, на бумаге, у него выходит вереница сказочных персонажей, увенчанных самыми прекрасными и кристально девственными качествами, которых днём с огнём не сыскать в его реальном окружении.

Сердца героев его сказок жаждут испытать то самое взаимное чувство, которого он так нестерпимо алчет и боится одновременно, и сторонится, как чумы, и всячески отбрыкивается, как от того самого огня, в котором, как ему кажется, он должен непременно сгореть.

И здесь, хочется спросить вас, любезные читатели. А вот вы осудили бы Андерсена и посадили бы в тюрьму за педофилию и сводничество?

Но помните, в тюрьме он наверняка не напишет всех тех сказок, из которых мы в детстве унаследовали эту искреннюю веру в чудеса. Веру в то, что, когда ни будь, то, ради чего мы появляемся на свет, обязательно произойдёт. Что иначе быть просто не может. Ведь в противном случае всё превращается в какой-то дешёвый розыгрыш. В злую и такую глупую шутку.

Андерсен прожил невероятно счастливую писательскую жизнь. Первая признанная и щедро оплаченная публикация в 17 лет. С 30-ти живёт только на литературные заработки, стипендии и дотации. Задолго до 40 уже мировая величина европейской литературы. Дружит почти со всеми великими писателями своего времени. Например, у него был автограф А.С. Пушкина. Его сказку «Новое платье короля» разместил в первом букваре Л.Н. Толстой.

Андерсен обласкан монархами почти всех европейских государств. Генрих Гейне, глядя на страсть Андерсена к коллекционированию связей, званий и титулов, презрительно отзывается о его заискивании перед царскими особами: «превосходный образец такого поэта, которого желают видеть вельможи». Лучший друг Генриетта Вульф не может удержаться, чтобы не высказать: «Неужели вы действительно ставите титул, деньги, аристократическую кровь, успех в том, что всего лишь оболочка, – выше гения, духа, дара души?»

Откуда этот паркетный шаркун, этот, с позволения сказать, латентный педераст, садист, педофил и онанист черпал свой чудесный дар убеждать окружающих, что реальность, всё же, скорее полна любви, чем наоборот? … Всё можно объяснить, но не всем.

5

Снежная королева Андерсена – любимый персонаж режиссёров, мультипликаторов и живописцев

Перечитайте сказку о Снежной королеве, только не адаптированную советскими идеологами, а в настоящем переводе. Кай и Герда молились вместе и их молитвой было «Отче наш», кстати, это единственная молитва, по мнению Иисуса, уместная, при обращению к Богу. И когда осколок злого зеркала, созданного троллями, впился в сердце Кая, он не смог произнести ни слова этой молитвы из Нагорной проповеди Христа. Кай пытался, но всякий раз в его памяти возникала лишь таблица умножения. И его забрала в своё царство холодного расчета Снежная королева, которая, конечно же, была демоном.

Кая спасла его маленькая подруга Герда, спасла той же молитвой «Отче наш», произнесённой искренне и горячо, от всего любящего сердца…

Персонажи сказок Андерсена – это всегда дети. Ну, почти всегда маленькие дети. Потому что, только сделав очень-очень маленьким, мы можем защитить то, что больше всего любим. От той алчной похоти с которой охотится шоу-биз за юностью и красотой, за девственностью и чистотой.

Дюймовочка Андерсона – самая красивая и добрая девочка на свете ‑ настолько маленькая, что в опасный момент можно молниеносно сжать ладошку и спрятать, и утаить, и сохранить, и защитить. Если кто не знал, фарфоровая фигурка девочки в розовом платьице, ростом в 2,5 сантиметра была вложена в ладонь Андерсена, когда друзья провожали великого сказочника в последний путь, перед этим, как он и завещал, слив кровь из его тела.

Есть люди, которые не совершают ошибок. Это те, за кого думают другие.

Автор: Стогний Константин

Источник: facenews.ua

28.11.2012 17:23

0 0 - 0 0



Дивіться на ICTV

Зареєструйтесь

Увійти, використавши ваші дані

Забули пароль?

Відновлення паролю

ВГОРУ