УКР
УКР

Константин Стогний. Возможно ли отложить Конец света?

0 0 - 0 0

У древних майя вообще не существовало такого понятия «Конец Света». Вместе с тем, они были уверены, что если не подкармливать Солнце свежей человеческой кровью. То у него не будет сил подняться над горизонтом на следующий день. А не будет солнца – не будет света. В этом смысле Конец Света майя откладывали всякий раз на неопределённое время, истязая себя и своих пленников. Особенно много свидетельств о кровавых жертвоприношениях можно найти в Паленке, пожалуй, самом известном древнем городе майя.

Один из археологов в нашей экспедиции – Юрий Полюхович, как раз, специализируется на этом историческом памятнике и его научные работы посвящены политического и культурного центра майя   столице Баакальского (Костяного) царства. По сути, именно это государство и есть Кащеево царство из наших сказок. Отроги Чьяпасских гор образуют здесь естественное плато около 70 м высотой. Расположенный на нём Паленке это условное название руин на северо-востоке мексиканского штата Чьяпас. По-испански Паленке означает «палисад», «изгородь». Сами майя называли этот огромный храмовый центр – «Лакам-ха» (Большая вода).

Археолог Юрий Полюхович и проводник сеньор Исаиас де ла Пенья Плата наперебой уверяли нас, что Паленке   самый красивый майяский город эпохи древнего царства. И действительно, фотографировать его – сплошное удовольствие! Над зарослями сельвы возвышаются величественные постройки

Квадратная дозорная башня дворца правителей Паленке в какой-то степени напоминает колокольню Софиевского собора в Киеве. Стены дворца украшены рельефами. Большую часть их растащили по музеям разных стран – Англии, США, Канады. Ещё какая-то часть сохраняется теперь в Антропологическом музее Мехико, кстати, сын архитектора этого музея Педро Рамироса Васкеса   женат на украинке Ольге из Одессы и является почётным консулом Украины в Мексике. Часть барельефов дворца Лакам-ха укрыто в музее самого Паленке.

Подлинники изображений, оставшиеся вниманию посетителей Палеке, посвящены военным победам: знатные пленники сидят на земле, со связанными вывернутыми руками, с иссечёнными гениталиями, жалкие и бессильные перед мощью владыки Паленке. Один из барельефов называют «панелью с танцорами», на самом деле – это, конечно же, не танцоры, это – корчащиеся в агонии жертвы богу войны, которым живьём вырвали внутренности.

Любопытно, что изображения военачальников майя ещё раз, пусть косвенно, подтверждают нашу теорию «Внешнего Дара майя». Дело в том, что в IV веке н.э. правители самого крупного города Мезоамерики – Теотиуакана – подчинили военной силой города-государства майя. Побитые майяские военные до такой степени были потрясены своей немощью перед воинами Теотиуакана, что с тех пор всегда одевались, на манер теотиуаканских воевод. В Паленке есть барельеф, на котором изображён очередной майяский царь Кан Бахлан (Змей Ягуар) победитель царства Эхмаль в VII веке и на нём шлем и доспехи Теотиуакана! То есть даже спустя три столетия, майяские военные старались походить на тех, кто их когда-то победил.

Выходит, военные во все времена старались заменить шапку, вместо того, чтобы заменить то, что под шапкой. В этой связи вспоминаются грузинские военные и полицейские, чья форма буквально скопирована с униформы американских силовиков. Да и наши украинские военные вместо столетней фуражки предпочитают с середины 90-х носить американскую кепи. Но лузгать сёмки при этом не перестают!В древности специальный акведук подводил воды ручья к самому дворцу правителей Паленке.

Вода была заключена в большую каменную трубу. Над трубой устроены до сих пор сохранились нужники, конструкцией чем-то напоминающие отхожие места советских казарм, тюрем и вокзалов.По соседству с дворцом легендарного правителя Пакаля и его потомков стоят три пирамиды, на вершинах которых возвышаются главные святилища города: Храм Солнца, Храм Креста и Храм Черепа. Это современные названия, происходящие от сюжетов барельефов, находящихся внутри и снаружи святилищ.

Особое место среди древних памятников Паленке занимает легендарный Храм Надписей. Свое название это здание получило из-за обилия иероглифических надписей, высеченных на его стенах, лестнице и колоннах.

Знакомство с памятниками древности   это всегда путешествие не только в пространстве, но и во времени. Шагая по улицам Херсонеса в Крыму, мы слышим голоса политика Перикла и оратора Демосфена, драматурга Аристофана, философов Сократа и Платона. Когда пробираемся тесными переулочками Иерусалима, то идём следами Иисуса и его последователей. Среди камней римского форума с нами говорят оратор Цицерон и политики Цезарь, Нерон, Тиберий и многие-многие другие.

А посещение тысяч городов майя до недавнего времени оставалось только пространственным перемещением по горам и девственной сельве. Их иероглифы безмолвно вопили о древних победах, ликовании, быте и трагедиях. И лишь благодаря успехам в исследовании письменности майя, достигнутым в последнее двадцатилетие, древние майя заговорили.

Дешифровка иероглифической письменности древних индейцев   это работа нашего члена экспедиции Юрия Полюховича. Ему принадлежит, уместно похвастать, открытие прочтения иероглифа «со», благодаря чему теперь можно прочесть такие слова, как «музыкант» и «витруоз», и многие другие. На 80% в наше время расшифрованы иероглифы майя.

Это результат работы не только Юрия Полюховича, разумеется, это труд исследователей из США, Германии, России, Канады, Австралии и других стран. Но Юрий Полюхович, можно сказать, наследник основ расшифровки письменности майя, заложенных нашим земляком, Юрием Валентиновичем Кнорозовым (1922-1999), который родился на Харьковщине, хотя позже он учился и работал в Москве и Ленинграде-Петербурге.

Юрий Полюхович обмолвился как-то ещё при первом нашем знакомстве в Киеве: «В Гватемале и Мексике я общался с учеными, чиновниками, простыми людьми, таксистами. И всегда, когда я представлялся «Юрий», у любого возникало только две ассоциации с этим именем: Юрий Гагарин и Юрий Кнорозов». Вот так почитают нашего земляка Юрия Кнорозова на другом конце планеты. А у нас, в Украине о нём почти никто ничего не знает.

В Москве есть Центр изучения культур мезоамерики имени Ю.В.Кнорозова, в Мексике, в городе Канкун есть Центр изучения культур мезоамерики имени Ю.В.Кнорозова, а у нас в Украине не найти ни подобного Центра, ни улицы кнорозова, ни, даже, памятника этому выдающемуся в мировой культуре нашего земляка и современника! Это надо исправлять.

После открытия Кнорозова в середине XX века, майя оказались не загадочными молчунами, а, напротив, даже – исключительными болтунами! Чуть ли не каждый горшок у них подписан: «это сосуд сделан тогда-то мастером таким-то для заказчика такого-то, чтобы хранить в нём то-то». На табакерке написано «табакерка». На банке с какао написано «домик для бобов какао» и т.д. Каждый барельеф несёт подробную надпись с датой и именами о том, кто же тут изображён. Вплоть до того, что в музее Кампече стоит стела, на ней запечатлена женщина в длинной юбке, на которой изображена полоска орнамента с надписью: «вышивка сделана для царицы такой-то». Совсем, как у нас в модных журналах – на бразильской модели Адриане Лиме бельё Victoria’s Secret!

Когда мы видим рисунок майяского рынка, то там каждый торговец подписан: «табачник», «шоколадник», «хлебопёк», «горшечник». Любопытно, что наши люди даже не задумываются о том, что каждый день используют дары майя человечеству. Закурил? А табак впервые культивировали майя!Тяпнул горилочки с перцем? А красный стручковой перец у нас от майя! Закусил помидоркой? А томаты – тоже одомашнили майя. Украинский крестьянин насытился мамалыгой или городской хипстер поклевал поп-корн в кинотеатре. А кукуруза – дар человечеству от майя. Туманная история, кстати, с этой кукурузой. Нигде в Мексике нам так и не удалось встретить дикий маис. Говорят, такого не бывает.

Есть сорта чёрной кукурузы, красной, жёлтой, а вот дикого маиса в природе нет. Почему? «Дар Богов»   написали нам своими иероглифами майя. Внешний Дар майя?

Продолжим рассматривать содержимое вашего холодильника и кладовой, любезный читатель. Индейку к праздничному столу нам подают майя. Не так распространено, скажете? А подсолнечное масло и вообще жареные семки?! И это тоже у наших хозяек и гопников от майя. Окурки, поп-корн, шелуха семечек – не слишком ли много мусора у нас от этих майя? А это смотря как распоряжаться дарами, не так ли? Запишите ещё с ваших продуктовых полок в актив майя – фасоль и тыкву. Вот только представьте на минуточку, что у вас сейчас этого ничего нет и никогда не будет.

Трудно предположить нам современный свой быт без майяского наследства. Ну, разве что, от табака можно отказаться. Впрочем, табак майя и то, что у нас называют «табачные изделия»   уверяю вас две большие-пребольшие разницы! Это как сравнивать свежесобранные ягоды малины и чупа-чупс «со вкусом малины».

До приморского городка Кампече было 400 км езды по сильно пересечённой «лежачими полицейскими» местности. Но время пролетело достаточно быстро, благодаря удивительному собеседнику – потомственному украинскому археологу Юрию Полюховичу. Потомственному, потому что ещё дед Полюховича – Василий Бевчук, боец УПА, занимался изучением майя и даже в лагерях ГУЛАГа не оставил этого занятия. Его внук любезно написал для вас, уважаемые читатели, майяскими иероглифами название нашей любимой Родины.

Помните, я писал, что «Украина» японскими иероглифами записывается загадочно и символично: 烏克蘭 – «Ворона», «Преодолевать», «Орхидея». Так вот, слово «Украина» записывается также тремя иероглифами майя: «Семь» «Одинаковых» «Домов». Что бы это значило?И посмотрите ещё, если вам интересно, как пишется моё имя иероглифами майя:

Считайте это подписью под репортажем. А о таинственных черепах в городе Кампече (Campeche) читайте в следующей корреспонденции.

Продолжение истории в програме “Чрезвычайные новости” по будням в 19:25 на телеканале ICTV!

Материал: facenews.ua

21.03.2012 21:58

0 0 - 0 0



Дивіться на ICTV

Зареєструйтесь

Увійти, використавши ваші дані

Забули пароль?

Відновлення паролю

ВГОРУ