УКР
УКР

Константин Стогний: На встрече с шаманами в жерле вулкана

0 0 - 0 0

Мексиканские шаманы съезжаются в первую пятницу марта в Катемако, чтобы продемонстрировать свои мистические навыки. Всех, кто имеет дело с потусторонними силами ‑ травники, знахари, целители, специалисты по амулетам, колдуны чёрной и белой магии ‑ в Мексике называют «брухо». Катемако ‑ город брухо. Инициатором ежегодного съезда шаманов был известный мексиканский брухо Гонсало Агирре (Gonzalo Aguírre). Тот самый, что публично объявил о том, что календарь майя неправильно поняли и конца света 21.12.12 не предвидится. Нам очень хотелось поговорить с Гонсало Агирре.

Наш проводник – сеньор Исаисас де ла Пенья Плата – не смог скрыть своей досады, что мы отказываемся осмотреть достопримечательности изначальной культуры доколумбовой Мексики – мегалиты ольмеков. Но выражение Козьмы Пруткова «Нельзя объять необъятное» вполне понимает, потому, что учился в Астрахани и, более того, женат на жительнице Львова.

‑ Тогда, по дороге в Катемако, я покажу вам водопад Сальто де Эйипантла (Salto de Eyipantla). Множество мифов и легенд связано этим водопадом; но самое интересное произошло в 2006 году, когда американский режиссёр Мел Гибсон снимал там знаменитую сцену прыжка в водопад майянского юноши Лапа Ягуара в фильме «Апокалипто» ‑ пообещал нам сеньор Исаиас де ла Пенья Плата.

36132

И действительно, водопад Сальто де Эйипантла не слишком доступен для посещения туристами, но мы, решившись на пятичасовую автопрогулку, остались в полном восхищении ‑ настолько потрясает воображение завораживающий вид на водопад. Почти квадратная водяная стена (40 метровшириной,50 метроввысотой), образованная рекой, вытекающей из озера Катемако. Не даром «Апокалипто» снимался в Веракрусе и Катемако – одном из последних мест в Мексике, где ещё сохранилась участки тропического леса.

Создавая фильм «Апокалипто», Мелу Гибсону пришлось столкнуться с неподъёмной задачей: он добивался, чтобы все актёры заговорили на юкатекском диалекте языка майя, который сохранился только на полуострове Юкатан. Общение на аутентичном языке было одним из важных условий создания «Апокалипто». Исаисас де ла Пенья Плата рассказывал, что в течение полутора месяцев носители юкатекского диалекта учили актёров Гибсона правильно произносить свои реплики.

Тренеры по произношению на съёмочной площадке, при необходимости поправляя акцент персонажей. Тем не менее, по словам украинского знатока языка древних майя Юрия Полюковича, в фильме некоторые фразы мужчины-индейцы майя произносят так, как это сказала бы женщина-майя, что, разумеется, «не торт».

В нашем документальном фильме на языке майя говорят только настоящие потомки майя. Для нас гораздо важнее язык изображений, чьё влияние ещё с доисторических времён намного превосходит силу слова.

Майя, процветавшие более тысячи лет, построившие каменные города и гигантские пирамиды, но создали однобокоразвитое общество без колёс и металла, каким-то мистическим образом достигли выдающихся результатов в науке и культуре. И, тем не менее, уже к приходу европейцев от цивилизации майя осталось лишь пара живых городов и тайна. Теперь, спустя 500 лет после заката цивилизации майя, наша съёмочная группа вторглась в эту доселе мало исследованную область, чтобы создать документальный фильм, который разворачивается перед зрителями как вечный миф о попытках майя понять, постичь и использовать блага Внешнего Дара.

Фильм «Сокровища майя и конец света» (рабочее название) появится на свет во многом благодаря нашему последнему фильму «Последняя тайна Гитлера». Потому что проявилось ощущение, что зрители изголодались по фильмам, которые не только развлекают и держат в напряжении, но и несут в себе нечто большее. Смеем надеяться, что телезрители хотят видеть большие истории, которые затрагивают их и эмоционально, и духовно.

36133

Лодочник довёз нас до экологического парка Нансийяга (Nanciyaga), здесь, помимо уже упоминавшегося «Апокалипто», снимался художественный фильм «Знахарь» с Шоном Коннери в главной роли.

Съезд шаманов-брухо проходит именно в Nanciyaga, тут колдуны показывают свои магические ритуалы в присутствии публики. Судя по выцветшим фотографиям на стендах, кроме ритуальной части, в Нансийяга выступают народные коллективы, исполняющие мистерии под аккомпанемент духовых – раковин и тростниковых флейт. Кроме того, любой добравшийся сюда человек из внешнего мира может пройти обряд очищения или консультацию у одного из шаманов.

36134

Майя столетиями хранили и развивали календарь и магическую традицию, доставшуюся им от предшественников ‑ ольмеков. Майясский шаманизм не удалось искоренить даже латиноамериканскому католицизму. Сеньор Исаиас де ла Пенья Плата предупредил нас, чуть ли ни каждый житель города ‑ белый или черный маг.

36135

Потому мексиканцы относятся к Кетемако с уважительной опаской. Хотя, на мой взгляд, люди там выглядят вполне обычно: одеты из «сэконд хэнда», никакой колдовской атрибутики на глаза не попадалось. Дома в городе в основном XIX и XX веков, улицы карабкаются на холм. Городская доминанта ‑ красивая базилика кремового цвета в окружении пальм, по соседству с которой ‑ лодочный причал.

Почему-то кажется, что если бы кто-то взялся развивать такого рода направление мистического туризма у нас в Украине, что лучшего местечка, как Самбор с его Карпатами и мальфарами и не отыскать. В Мексике вместо мальфаров ‑ брухо. К нашей немалой досаде, брухо Гонсало Агирре, не дождавшись украинской съёмочной группы, уплыл на каноэ на какой-то остров.

Чтобы мы не метались по всему озеру, как раненые чайки, брухо оставил нас дожидаться майясскую шаманку Донью Исабель. Однако, прежде чем войти в её хижину, нужно было пройти очистительный ритуал минерального источника: общение со стихиями земли, с космическими энергиями и окуривание пятью магическими травами, призванными открыть врата сознания.

36136  

Главный элемент действа похож на чрево толстого каменного крокодила – майясская баня. В тесную темноту полусферической кирпичной постройки пришлось забираться на четвереньках. Обряд проводят в группах из 13 человек (магическое число брухо), но в нашей группе насчитывалось только 8, плюс проводник Исаиас де ла Пенья Плата.

Помощник Доньи Хуильи с огромным маясским носом привёл четырёх японцев с фотокамерами угрожающих размеров. Мы оставили свою фото и видео технику за порогом «дома горячих камней» и расселись вокруг раскаленных докрасна каменюк. Продержаться в этом микро «аду» пришлось по времени где-то со школьный урок алгебры.

То есть, фактически 45 минут, но по ощущениям ‑ вечность! После испытания, которое украинцы и японцы прошли с самурайской невозмутимостью, нас окунули в священный источник и напоили отваром из трав, а наши тела натёрли соком алоэ. Эффект от ритуала превзошёл самые смелые ожидания: душу укутал покой, а на сердце как будто свернулся ласковый, тёплый и пушистый мурлыка.

36137

Донья Исабель как будто очень давно ждала меня и, наконец, дождалась. Сразу вспомнились детские ощущения, когда приезжал на школьные каникулы к своей бабушке Домне Марковне в Винницкую область. Впечатление усиливалось ещё и тем, что вышиванка на Донье Исабель была, ну, точь-в-точь, какие любила носить моя покойная бабушка.

«Домна Марковна» окурила меня дымом из лампадки и дотронулась рукой до груди в области сердца: «Здесь секрет у тебя».

Затем она велела мне закрыть глаза. Пришлось подчиниться, но журналистское любопытство, а, может, и проснувшееся детское озорство, заставили, всё же, немножечко подглядывать – что же она будет делать?! А ничего она не делала, отошла на пару шагов и просто смотрела на меня с таким выражением лица: «Ось ти який виріс, онучок. А я все чекала-чекала, ну, коли ж ти вже до мене приїдеш, хоч на хвилиночку!»

Потом мы ещё немного поговорили, скорее не словами, а какими-то междометиями, эмоционально касаясь душ друг друга. На прощание Донья Исабель подарила мне небольшой оберег, который тщательно выбрала из набора всяческой колдовской дребедени в своём сундучке.

36138

Но это не было прощанием, на самом деле! Когда я уже вернулся к ребятам, поджидавшим меня на отдалении, Донья Исабель вышла из своей хижины попросила сфотографироваться с ней на память. И когда мы фотогравировались, видно было, как она «тянула» время, явно не желая расставаться. Мне тоже не хотелось этого, но причин остаться мы так и не смогли придумать. К тому же общаться приходилось ей на неродном испанском, а переводчику на неродном ему русском. Наконец, мы ещё раз пожали друг другу руки и попрощались, сызнова на неопределённое время. Земля круглая, а перерождения бесконечны, где-нибудь, да свидимся…

Паленке нас дождался лишь через десять часов невыносимо долгой и тряской дороги вниз с гор, в самую глубину сельвы вблизи границы с Гватемалой. Расскажу об этом в следующий раз.

Продолжение следует.

Материал: facenews.ua

 

18.03.2012 19:37

0 0 - 0 0



Дивіться на ICTV

Зареєструйтесь

Увійти, використавши ваші дані

Забули пароль?

Відновлення паролю

ВГОРУ